При Петре I, основоположнике современной системы образования, каждая гимназия начинала уроки, исходя из положений собственного устава. Единой централизированной системы не существовало. В принципе эта логика очень подходила аристократам и помещикам. Те люди могли договариваться с учителями на любой удобный момент, имели спокойный, свой личный ритм жизни. Перед выбором школы практически всегда следователо знакомство с учителями, приезд родителей в гимназию, переговоры с наставником — уже понятно, что при такой системе дирекция школы сама отбирала самых знатных и платежеспособных. А дети крестьян и мещан, чьи родители были привязаны к деловой или сельскохозяйственной активности, не имели возможности обучения. Тем не менее, находились те, кто «просачивался», как презрительно в петровские времена отзывались о «неблагородных» школярах.
Отсутствие в петровской России четких дат учебного года связывали с широкими индивидуальными возможностями для обучения каждого школяра лично.
С начала XIX века в России вводится уже обязательная пла ... Читать дальше »