При Петре I, основоположнике современной системы образования, каждая гимназия начинала уроки, исходя из положений собственного устава. Единой централизированной системы не существовало. В принципе эта логика очень подходила аристократам и помещикам. Те люди могли договариваться с учителями на любой удобный момент, имели спокойный, свой личный ритм жизни. Перед выбором школы практически всегда следователо знакомство с учителями, приезд родителей в гимназию, переговоры с наставником — уже понятно, что при такой системе дирекция школы сама отбирала самых знатных и платежеспособных. А дети крестьян и мещан, чьи родители были привязаны к деловой или сельскохозяйственной активности, не имели возможности обучения. Тем не менее, находились те, кто «просачивался», как презрительно в петровские времена отзывались о «неблагородных» школярах.
Отсутствие в петровской России четких дат учебного года связывали с широкими индивидуальными возможностями для обучения каждого школяра лично.
С начала XIX века в России вводится уже обязательная планировка начала учебного года. Большинство школ начинали уроки 1 августа. Это совпадало с сельскохозяйственными работами, поэтому крестьянские дети опять оставались не у дел. Зато общая система строгого начала учебного года очень подходила дворянам, имевшим большое количество забот и уже строивших распорядок по практичному, как сейчас бы сказали, западному образцу. Но в технических учреждениях, которые стали актуальны в нашей стране со второй половины XIX века, учебный год начинали 15 августа. Они были больше заинтересованы в притоке в свои ряды талантов и мало заботились о практике «сохранения благородства». Видимо, именно с регламентации технического образования можно и вести отсчет упорядочиванию российского образования.
Четким планированием системы образования первыми озаботились технические чиновники России.
Откуда же взялась дата 1 сентября? Как считается, ее ввели в Советской России, дабы оптимально выразить интересы и трудящихся на селе, и горожан. Но возможно, что эта дата была просто связана с общей систематизацией экономического плана. 1 мая в колхозах начиналась посевная, а 1 сентября все школьники отправялись на уроки. При четко установленных стандартах образования и учебном плане, государство ежегодно получало четкое и зафиксированное количество специалистов. Отсюда можно было множить ожидаемые результаты по промышленности, строить предприятия и заводы, смотреть на необходимое количество новых рук и закладывать дополнительные учреждения. Неслучайно, что 1 сентября появилось все-таки в 1935 году — в эпоху индустриализации и колхозов, а не на десять лет раньше, когда СССР заинтересовалась программой ликвидации безграмотности; то есть дату выставляли экономически, а не исходя из учебных интересов.